Подготовил педагог-психолог Т. В. Лабуткина.
Мы часто хотим, чтобы наши дети развивались быстрее — как можно раньше научились читать, писать, считать — поэтому пытаемся придумать для них самые полезные игры, забывая, что для дошкольника абсолютно любая игра наполнена развивающими элементами, даже та, которая кажется нам бессмысленной.
А еще мы забываем, что письмо и чтение требуют особенного созревания сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. Малыш должен сам проявить интерес к этим видам деятельности, а нам стоит набраться терпения и не настаивать на играх, которые малышу пока не по вкусу.
Для ребенка в 3 года очень важен не столько результат игры, сколько сам процесс — он не придаст значения, если у него не получится слепить из пластилина домик, который вы задумали.
Малыш будет радоваться самому факту игры — возможности получить новые эмоции, сенсорные ощущения.
Стоит помнить, что в 3-4 года дети еще не могут освоить игры со сложными правилами, хотя делают в этом направлении некоторые успехи.
Уже в 2,5–3 года дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (например, игра «Добеги до флажка»). На четвертом году жизни усложняется число выполняемых в игре действий и правил (например, сбивать кегли и вновь расставлять их).
Поэтому наша задача — предоставить малышу свободу творчества, безопасное пространство и дать несколько вводных для начала игры.
Родитель в ситуации игры с ребенком 3-4 лет выполняет роль партнера и проводника. Необходимо поймать «волну», на которой находится ваш малыш, слышать, видеть и чувствовать своего ребенка, и тогда положительные эмоции от игры будут обеспечены всем участникам процесса. А для того, чтобы вам было проще занять роль партнера и проводника, я собрала несколько идей, которые пригодятся вам в домашних играх.
Игры в водный мир
Дети обожают игры с водой, так что вы точно порадуете своих непосед, если разрешите им повозиться в мокрой среде хотя бы полчаса.
Для игр с водой вам понадобится клеенка и большой контейнер для воды. Подойдут пластиковые ящики для игрушек, тазы для белья, миски — чем больше емкостей разных форм и размеров, тем лучше. Также понадобятся формочки, колпачки, стаканы из-под молочных продуктов. Обязательно возьмите дуршлаг, ситечко, пульверизатор.
За день-два до игры в разных формочках заморозьте воду. В формочки можно добавить красители или спрятать там какие-то маленькие предметы (например, наперсток, скрепку, камешек) или игрушки.
В день игры подготовьте все заранее: расстелите клеенку на пол, расставьте миски с водой, вытащите лед из формочек, чтобы он немного подтаял.
После того, как ваша водная среда будет готова, начинайте игру.
Например, в спасателей. Усадите любимые немокнущие игрушки малыша в стаканчик — это будет ваш корабль. Поговорите с малышом про тихое и волнующееся море, попросите его подуть на воду — так у вас появятся волны. Лед в ваших водах будет айсбергами, отколовшимися от большого ледника. По сюжету вашей игры корабль потерпит крушение во время шторма, а малыш будет спасать (вылавливать) членов экипажа с помощью ситечка или дуршлага и переносить их на сушу.
Также на дне вашего моря можно разместить разные предметы и поговорить о свойствах воды: спросить малыша о том, как разные предметы ведут себя в воде (например, бумага, веточка, пластиковая крышка, кусочек пенопласта, металлическая машинка и т.д.). В процессе такой игры ребенок развивает мелкую моторику, координацию движений, сенсорные способности, представления о формах, объеме, размере.
Игры с самодельным конструктором
В игре с самодельным конструктором могут участвовать и взрослые, и дети. Для того чтобы организовать такую игру, вам понадобятся деревянные или пластиковые зубочистки, пластилин, размоченный в воде нут, шарики из фольги.
Суть игры в том, чтобы смастерить из пластилина или другого материала шарики и с их помощью скреплять зубочистки друг с другом. С этими нехитрыми приспособлениями у вас получится сделать объемные или плоские фигуры (это может быть куб, треугольная призма, треугольная или четырехугольная пирамиды и др.), смешных человечков. Время от времени можно разнообразить игру съедобными деталями: мармеладками и другими сладостями, в которые легко втыкаются зубочистки. После игры часть конструктора может быть съедена проголодавшимся исследователем. Подобный вид деятельности помогает ребенку развивать мелкую моторику, пространственные представления.
Игры с цветом и формами
Для таких игр вам понадобится клейкая лента (малярный скотч) основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый — и свободное пространство в одной из комнат.
С помощью клейких лент «начертите» на вашем полу несколько фигур разных цветов.
Например, синий квадрат, красный квадрат, желтый треугольник, красный круг.
Здорово, если в доме у вас найдется игровой набор с кубиками разной формы. Если такого набора не окажется, тогда вам придется вырезать из картона маленькие фигурки соответствующих цветов. Как только игровой набор будет готов, попросите ребенка сортировать картонные фигурки по цветам, затем — по формам (без внимания на цвет). Дайте малышу задание раскладывать по цветам всевозможные предметы. Подойдут кубики, игрушки, детали конструктора, пуговицы и др.
Есть вариант организовать подвижные игры. Попросите малыша прыгать по фигурам определенного цвета или формы. Если с простыми заданиями ребенок справился на «ура», можно усложнить задачу и ввести новые правила. Например, когда вы хлопаете один раз, ребенок должен вставать на квадрат, когда два раза — на треугольник, три раза — на круг. Так постепенно вы освоите не только формы и цвета, но и счет в пределах десяти.
Также такую игру можно отнести к упражнениям на развитие скорости реакции.