Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Артиллерийская 72,
    ул. Героя России Мариенко 5
  • +7 (4012) 50-51-58
  • madouds125@mail.ru

Помогите малышу заговорить (советы для родителей)

Подготовил учитель-логопед Орлова В.С.
Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений.
Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.
Способность к различению и обобщению в этот период постоянно совершенствуется. Независимо от цвета, формы величины дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. На третьем году формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный взрослым. (Чашка - это посуда. Из чашки пьют.)

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

  Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребёнка'

  Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.

  Снисходительно относитесь к ошибкам детей, когда они заговорят.

  Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут его замедлить.

  Развивайте умение ребёнка слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать. Учите слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит.

  Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магическое слово: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребёнка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.

  Учите с малышом стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.

  Учите детей строить связные рассказы о том, что их окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте вопросы: кто это? (собачка), какая собачка? (белая, пушистая, смешная), что она делает? (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у неё есть косточка и она грызет её. Через некоторое время ваш ребёнок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.

  Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.

  Осваивая язык, ребёнок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность.

  У него постепенно формируется так называемый язык "для себя". Однажды вы заметите, что ребёнок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать. Спрашивайте каждый раз: "Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?" Такие рассказы помогут детям быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

  Общение со взрослым является для малыша важным фактором в ранние периоды развития речи. Необходимо встать на его позицию, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ребёнком. Кроме этого важно поощрять любое проявление активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.