Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Артиллерийская 72,
    ул. Героя России Мариенко 5
  • +7 (4012) 50-51-58
  • madouds125@mail.ru

8 способов стимуляции речи в 1,5 – 2 года

Подготовил учитель-логопед Осинцева В.С. Если ребенок до полутора-двух лет отстает от нормального речевого развития, то говорить о тяжелом нарушении речи пока рановато. Иногда нужно просто ускорить ход  речевого и психического развития ребенка. 
Вот 8 простых приемов для запуска и стимуляции речи, которые можно сделать самому в домашних условиях.
1. Для правильной работы  речевого аппарата нормализуйте процессы кормления, тренируйте функции сосания, глотания, жевания.
2. Развивайте у ребенка потребность в общении со взрослыми, формируйте зрительную фиксацию и способность прослеживать движение предмета; стимулируйте слуховое внимание: акцентируйте внимание ребенка на звучании предметов, формируйте умение локализовать звук в пространстве.
3. Активизируйте голосовые реакции. Эти занятия целесообразно проводить через 30-35 минут после пробуждения малыша:  у него создается положительный эмоциональный настрой. Разговаривайте с ним, повторяйте его имя с разной интонацией, силой голоса, громкостью, проговаривайте короткие рифмованные строки. Важно наличие позитивных мимических и интонационных средств выразительности. 
4. Установите и удерживайте зрительный контакт с ребенком. Организуйте ваше общение с помощью предметно-действенных средств. В играх используйте яркие предметы и игрушки.
5. Стимулируйте  подражание малыша в плане двигательной активности, в использовании средств невербальной коммуникации (жесты, мимика), а затем и начальных вербальных средств (звуки,  звукокомплексы, лепетные слова, звукоподражания). Когда ребенок сам начнет активно использовать неречевые и речевые средства коммуникации – закрепляйте этот навык.
6. Развивайте понимание речи. 
Это игры  на:
- узнавание по инструкции и показывание предметов, их действий и признаков;
- понимание обобщающих значений слов;
- умение дифференцированно  воспринимать вопросы: Кто? Куда? Откуда?;
- понимание обращения к одному или нескольким лицам;
- понимание грамматических категорий числа существительных, глаголов;
- умение определять элементарные причинно-следственные связи.
7. Развивайте активную подражательную речевую деятельность. 
Это игры с такими заданиями, как:
- называние родителей и близких родственников, подражание крикам  животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным инструментам;
- использование  в речи повелительного  наклонения: «На», «Иди»;
- преобразование глаголов  повелительного наклонения в глаголы настоящего времени ед. числа, составление  предложений по модели: «Кто что делает?» (Папа спит.) «Кто (что) делает что?» (Тата моет уши.)
8. Развивайте память, внимание, логическое  мышление. 
Сюда входят  упражнения на:
- запоминание 2-4 предметов; 
- угадывание убранного или добавленного предмета;
- запоминание и подбор картинок из 2-4 частей.
В результате таких простых игр малыш учится соотносить предметы и  действия с их словесным обозначением, понимать  значение слов. Активный и пассивный словарь будет состоять (в соответствии с возрастом) из названий предметов, которые ребенок часто видит, из действий, которые совершает сам или окружающие, и из некоторых состояний (холодно, тепло). У малыша появится потребность общаться с помощью элементарных 2-3-х словных предложений.
Будьте готовы, что общение ребенка с вами может проявляться в любых речезвуковых выражениях, чаще всего с неправильным произношением звуков, но их исправлением заниматься нужно уже на следующем возрастном этапе.