Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Артиллерийская 72,
    ул. Героя России Мариенко 5
  • +7 (4012) 50-51-58
  • madouds125@mail.ru

Родителям

Игровые приёмы для развития грамматического строя речи у поздноговорящих детей

Вот, наконец, вы дождались от своего малыша первых фраз. Про вашего ребёнка уже нельзя сказать, что он неговорящий. Но, чтобы речь малыша стала понятной и правильной, нужно научить оформлять её грамматически. То есть, нужно научить ребёнка правильно употреблять в речи окончания слов, сформировать у него начальные навыки словообразования и словоизменения.
Грамматически правильная речь формируется в процессе повседневного общения ребёнка с близкими взрослыми, совместной деятельности с ними. А поскольку у ребёнка-дошкольника основным видом деятельности является игра, то эффективней и интересней для малыша будет использование игровых приёмов. Опишу некоторые из них. 
1. Игра, развивающая навык согласования притяжательных местоимений с существительными.
Нам понадобится несколько игрушек, названия которых ребёнок знает и произносит. Берём одну из игрушек в руки и говорим: «Мой мяч». Ребёнок тут же отреагирует (все дети собственники): «Мой мяч». Также делаем с остальными игрушками. Важно, чтобы слова, называющие игрушки относились к разному роду и числу: «мой мишка», «моя кукла», «моё ведро», «мои кубики» и т.д.

2. Игровое упражнение, развивающее навык согласования прилагательных с существительными.
Раскладываем несколько игрушек или картинок. Просим назвать игрушку (картинку) и уточняем: «Большой слон». Далее спрашиваем: «Слон какой?». Малыш должен повторить: «Слон большой».
Во время игры нужно акцентировать внимание ребёнка на чётком проговаривании всех звуков в окончаниях слов. Помогаем малышу услышать нужное окончание в слове с помощью вопроса («Машина какая?»), выделяя голосом окончание. После того, как ребёнок ответит, обязательно хвалим его за правильный ответ, ещё раз выделив нужную часть: «Умница! Машина красная!».
Слова-признаки, которые следует использовать на начальных этапах: большой, маленький, вкусный, новый, тёплый, холодный, синий, зелёный, красный, жёлтый.

3. Игровое упражнение, направленное на формирование навыка правильного употребления окончаний существительных единственного и множественного числа.
Кладём перед ребёнком один какой-нибудь предмет, а немного подальше несколько таких же предметов (кубики, фломастеры, карандаши). Просим ребёнка: «Покажи, где кубик. Покажи, где кубики». Выделяем голосом окончания.
Затем спрашиваем: «Что это?» – «Кубик». Показываем на несколько кубиков: «А это что?» – «Кубики».

4. Игровое упражнение, направленное на формирование навыка правильного использования окончаний мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.
Говорим ребёнку: «Мальчик побежал. А как можно сказать про девочку? Девочка-а-а побежала-а-а». Окончания мужского рода произносим чётко и отрывисто, а окончания женского рода – утрированно.
В первое время нужно подбирать слова таким образом, чтобы имена существительные мужского рода заканчивались на согласный звук, а имена существительные женского рода – на гласный звук. Например: «Иван вымыл – Маша вымыла», «кот прыгнул – кошка прыгнула» и т.д. Так ребёнку будет понятней.

Играйте с удовольствием!

Желаем удачи Вам и Вашему ребёнку!

С уважением,
 учитель-логопед Тарасенкова Ю.В.